Офис «Open Space» - основы и принципы организации рабочего пространства

Офис Опен Спейс

Офис формата «Open Space» подчинён принципу общего пространства, дословно «открытое пространство». В таком офисном помещении отсутствуют индивидуальные рабочие кабинеты в привычном понимании. Отдел крупной компании или все сотрудники фирмы поменьше трудятся в одной огромной комнате с индивидуальными рабочими местами в виде стула, стола и установленного на нём компьютера, а иногда и без этого (рабочее место является универсальным и общим).

Многие, кто успел поработать в таком офисе или получил новость о подобной вакансии интересуются источником подобного «хаоса». Ответ очевиден – это западный порядок работы рядовых сотрудников и даже менеджеров среднего звена.

Зачем?

Исторически сложилось так, что подобная система организации рабочего пространства появилась с целью:

  • лучшего контроля над коллективом и каждым сотрудником, в частности.
  • наибольшей экономической выгоды.

Но у офисного сотрудника старой закалки закономерно возникнет вопрос – а как же личное пространство? Ответ незамедлительный – его нет и для многих такой ответ может стать причиной снижения работоспособности, да и вообще у такого свободного офиса масса минусов… На первый взгляд!

Для частичного решения психологического дискомфорта многие владельцы компаний, например, прибегают к ограждению рабочего пространства небольшими перегородками, создающими видимость личного пространства и это верный ход к оптимизации рабочего процесса и психологического состояния сотрудников.

Время вносит свои коррективы

А вообще, современным офисным сотрудникам следует забывать времена личных кабинетов, ведь в составе компании каждый сотрудник – это аналог машины, призванной выполнять конкретные функции. Да, каждый сотрудник важен, но общий успех дела куда важнее личных неудобств, амбиций, особенностей характера и прочих прихотей. Не забываем, что некоторая работа и вовсе не может быть выполнена в замкнутом пространстве персональных кабинетов. Ведь принцип «одна голова – хорошо, а две – лучше» – это опыт поколений, с которым трудно состязаться. Ярчайшим примером успеха «нестандартного» во всех отношениях офиса является компания Google, вернее успех её деятельности.

Минусы офиса «Open Space»

Не требует долгих разъяснений процесс работы в месте, напоминающем общественное заведение с большим количеством людей и характерным шумом от них.

Помимо шума в «открытом пространстве» существуют и иные мало приятные ососбености:

  • Невозможность сосредоточиться на работе; снующие во все стороны коллеги и начальство заставляют, скорее, обращать внимание на своё поведение, правильность позы, одежды и т.д.
  • Постоянное «подозрительное» движение за спиной вызывает манию преследования, слежки и вообще излишней озабоченности Вашей персоной, а это уже прямая дорога к психологу на длительную и малоприятную процедуру самокопания и самопознания.
  • Температурные неудобства. Кому-то из коллег холодно, кому-то жарко, где-то есть источник малоприятного запаха и т.д.
  • Проблемы с освещением – аналогично предыдущему пункту: одним слишком светло, другие предпочитают полумрак и тому подобное.

Результатом и апогеем всего этого становится не торжество командного духа, а постоянные конфликты, срывы планов и проектов.


Но, смеем Вас заверить, что подобные неудобства решаемы и, кроме того, существует масса положительных моментов в подобной организации рабочего пространства и трудового процесса.

А может к лучшему?

В завершение статьи следует разбавить грустные краски сомнений, недовольства и полного краха офисной системы открытого типа. После детального знакомства со статистикой и особенностями отечественных офисов крупных компаний открывается совершенно иное восприятие офисов «Open Space»:

  • Свободный и быстрый процесс коммуникации. В системе «Open Space», когда все сотрудники на виду и даже в голосовой доступности просто отпадает необходимость в обрывании телефона, постоянном ожидании под кабинетом или спамом по электронной почте с целью добиться согласования, разрешения, ознакомления и ещё многих «важных» атрибутов командной работы.
  • Доступность сотрудников. Нет необходимости разыскивать нужного коллегу, который в свою очередь также отправился на поиски управляющего отделом. Это прямо влияет на скорость и производительность командного проекта.
  • Сплочённость и командный дух. А ведь он действительно формируется только в общей занятости и непосредственной близости. Исчезает такое явление как элитные отделы и подразделения «так себе».
  • Взаимопомощь и взаимовыручка. Сотрудники действительно становятся одной семьёй и любые проблемы каждого конкретного сотрудника могут быть быстро решены сообща.

Всё это гарантируется в идеальных условиях, но все мы люди, личности и индивиды, а потому проявление конфликтных ситуаций никто искоренить не в силах. Однако есть несколько секретов, которые позволят нивелировать и сгладить львиную долю негатива.

Поработаем, товарищи! Вместо заключения

Правила

Коллективные правила, принимаемые сообща вырабатывают нормы общения и регулируют все спорные и негативные моменты совместного существования.

Разделение помещения функциональными зонами

Кухня поможет удобно перекусить, не раздражая сотрудников запахами. Комната развлечений и отдыха поможет отвлечься в обеденный перерыв, а с помощью спорта (аэрохоккей, пинг-понг) можно быстро и мирно решить спорные моменты.

Обустройство зоны отдыха в офисе

Минимальная индивидуализация рабочего места

Уже упомянутые офисные перегородки, а также несколько приятных фото, сувенир помогут сделать рабочее пространство более уютным и приветливым. Можно даже попросить выкрасить панели рабочего места в любимый цвет (если это возможно).

Систематизировать телефонные звонки

Ограничить или отказаться вовсе от личных звонков в рабочее время. Отключить звук мобильника, а на рабочем поубавить громкость сигнала.

Звукоизоляция

Использование наушников позволит снять эмоциональную нагрузку, избавит от шума и позволит сосредоточиться на работе.

Запахи

Для обеда организуется кухня или столовая, отказ от сильных парфюмов и соблюдение личной гигиены легко решают и такой важный момент.