Здесь работаем, здесь отдыхаем: делим офис на зоны

Необходимость зонирования офисного пространства вызвана потребностью оптимизации условий труда для каждого сотрудника или их группы с целью получения наилучшего результата при максимально эффективном использовании всего офисного пространства. Однозначного ответа на вопрос о преимуществах того или иного способа организации офисного пространства нет, ведь всю работу офисов условно можно разделить на четыре разновидности активности:

  • Коммуникация
  • Концентрация
  • Творчество и сотрудничество
  • Отдых

Выходит, что задачей любого зонирования становится нахождение идеально баланса между этими четырьмя разновидностями офисной активности для достижения наилучшего результата. Например, для идеальной концентрации на поставленной задаче подойдут кабинеты или индивидуальные рабочие зоны с необходимой степенью персонификации и независимости от коллег. А вот коммуникация в заданных пределах идеально организовывается в условиях офиса открытого типа. Творчество – это высшая ступень офисной деятельности с массой креативных и нестандартных идей.

Офис закрытого типа

Классический и самый распространённый способ организации офисного пространства. Такое зонирование пространства предполагает наличие в офисе определённого количества кабинетов, выделенных индивидуально под конкретного сотрудника или их группу. Из минусов такого зонирования можно выделить следующие – статичность, эмоциональная и закрытость к инновациям.


Кабинетная система сохранилась и по сей день, только с небольшими модификациями. На смену капитальным стенам и унылому интерьеру приходят всевозможные лёгкие офисные перегородки, подобранные с учётом необходимого уровня шумоизоляции. Также в таких офисах появились специальные конференц-комнаты для регулярных или внеплановых собраний сотрудников с целью решения коллективных задач и вопросов. Нередко в таких офисах появляются и зоны релакса, где сотрудники могут беспрепятственно общаться с коллегами и отвлекаться от рабочего процесса.

Офис с организацией рабочего пространства по принципу опен-спейс

Кардинально противоположный, указанному выше, принцип организации офисного пространства. Это вариант зонирования офиса пришёл из скандинавских стран, где он получил наибольшее распространение в 1980-х годах. Популярность данной разновидности офисного зонирования объясняется несколькими принципами:

  • Экономичность
  • Групповая эффективность

Экономили на офисной площади, ведь открытый офис не предполагал капитальных стен, лишней мебели или отдельных зон. Здесь огромная масса сотрудников ютится на единой площади лишь с небольшими мобильными перегородками и настольными экранами. Конечно, работы выполнялось много, а иногда использовалось и понятие «горячий стол», когда на одном рабочем месте трудилось несколько коллег. Динамика такого офиса на высоте, но вот звукоизоляция оставляла желать лучшего, что подходит далеко не для всех видов офисной работы.

Комбинированные офис


Комбинирование преимуществ первого и второго типа организации офисного пространства позволяет наиболее полно реализовать потенциал свободной площади и каждого сотрудника в частности с учётом особенностей индивидуально поставленных задач. Для сотрудников и отделов с необходимостью наибольшей концентрации выделяются небольшие кабинеты, а вот для сотрудников с типовыми задачами выделяются открытые площади. Появляется здесь и третий тип зон для реализации творческого потенциала с генерацией новых идей и решений. Помимо кабинетов и стандартных рабочих мест открытого типа используются функциональные зоны с непринуждённой рабочей атмосферой. Комби офис – во многом превосходит своих оппонентов, однако специфика работы офиса всегда подскажет правильный путь обустройства рабочих мест в офисе.